Контакты
  • м. Пролетарская
  • +7 (495) 748-07-77
  • Круглосуточно
  • tl@1cbit.ru

Инструктаж водителей по правилам использования цифрового тахографа

Тахограф — это устройство, предназначенное для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей и членов экипажа автотранспортного средства. Данные, фиксируемые тахографом, сохраняются в его внутренней памяти и в чипе карты водителя. В случае с тахографами российского образца данные также сохраняются в памяти блока СКЗИ.

Водитель несет ответственность по статье 11.23 КоАП, если во время поездки отсутствуют:

  1. Карта водителя. Изготавливается индивидуально для каждого водителя в одном экземпляре. Срок действия карты ограничен – каждые три года ее нужно перевыпускать. За езду без карты водителя, с просроченной картой, либо с чужой картой полагается штраф.
  2. Блок СКЗИ. Грузовики категорий N2, N3 и автобусы M2, M3, которые передвигаются по России, должны быть оборудованы тахографом с блоком СКЗИ. Блок необходимо менять каждые три года или при смене владельца ТС. Езда без блока СКЗИ или с блоком, срок эксплуатации которого истек, является нарушением требований к использованию тахографа.
  3. Бумага для тахографа. У водителя должно быть с собой достаточное количество бумаги, чтобы распечатывать данные с тахографа по требованию инспектора ГИБДД за максимально большой период времени. В случае отсутствия бумаги полагается штраф.
  4. Калибровочная наклейка. Должна быть установлена при монтаже тахографа на видное место в кабине ТС, например, на дверце водителя.
  5. Пломбы на креплениях тахографа. Должны иметь оттиск клейма мастерской, в которой устанавливали тахограф.
  6. Инструкция по эксплуатации тахографа. Должна быть всегда при себе, чтобы водитель точно знал, как обращаться с контрольным оборудованием.

Штрафы, выписанные водителю за тахограф, автоматически ведут к штрафам на владельцев транспорта:

  • Водитель – от 3 000 до 5 000 рублей
  • Должностные лица – от 7 000 до 10 000 рублей
  • Юридические лица – от 20 000 до 50 000 рублей
  • ИП – от 15 000 до 25 000 рублей

Использование тахографа

Включение

  • Перед тем как начать движение, вставьте в тахограф персональную карту водителя. Карта вставляется в первый слот чипом вверх.
  • После этого введите PIN-код. Если его ввести неправильно несколько раз, карта заблокируется. Поэтому будьте внимательны. Чтобы разблокировать карту придется вводить PUK-код (он выдается в конверте при получении новой карты).
  • Когда в экипаже два водителя, второй водитель тоже вставляет свою карту во второй слот тахографа и активирует ее вводом PIN-кода.

Корректное использование карты водителя

  • Когда вы вставили свою карту водителя, на дисплее тахографа высветятся ваши ФИО.
  • После установки карты водителя в тахограф необходимо внести данные о том, что вы делали до начала рабочей смены. Если отдыхали, то выберите: режим «Отдых». Если были заняты другой работой, выберите режим «Работа».

Начало движения

  • После ввода всех данных можно начинать движение. Некоторые режимы труда и отдыха тахограф фиксирует автоматически. Например, при включенном зажигании всегда будет включен режим «Работа», даже если автомобиль в этот момент стоит (некоторые производители тахографов делают автоматическое переключение на режим «Отдых» – уточняйте информацию в инструкции к тахографу).
  • При начале движения тахограф автоматически включает режим «Управление» (пиктограмма в виде руля). Режим отображается на дисплее тахографа.

Остановка

  • Когда совершаете остановку, проверяйте текущий режим на дисплее тахографа. После выключения зажигания тахограф может перейти в режим «Отдых» автоматически, но лучше это проверить. Если не перешел, переключите режим вручную нажатием соответствующей клавиши (зависит от модели тахографа).

Окончание смены

  • По окончании рабочей смены, извлеките свою карту нажатием на соответствующую клавишу.

Распечатка данных с тахографа

  1. Войдите в основное меню тахографа (обычно это делается нажатием кнопок Ok или Enter).
  2. Выберите действие «Печать» (обычно в начале меню).
  3. Дальше есть два варианта: печать данных по транспортному средству или печать данных по карте водителя. Разница состоит в том, что печать данных по ТС показывает все действия, связанные с автомобилем, а печать данных по карте водителя показывает именно действия водителя (это особенно важно, если водителей двое). Выберите нужный вариант.
  4. Затем выберите конкретный интервал времени, который должен быть на распечатке. Чаще всего требуются:
    1. «Технические данные ТС»;
    2. «Работа», т.е. соблюдение режимов труда и отдыха;
    3. «События и ошибки» – все события, происходившие в течение времени работы тахографа, в том числе: отключения питания, вождение без установленной карты водителя, превышение времени вождения;
    4. «Тахограмма» – график скорости движения ТС.
  5. Когда нужно распечатать данные о соблюдении режимов труда и отдыха, не забудьте выбрать конкретную дату (за последние 28 дней).

При проверке инспектор чаще всего запрашивает:

  • Технические данные автомобиля;
  • Режимы работы водителя: с карты водителя и с памяти тахографа для их сверки;
  • События и ошибки работы тахографа для определения сбоев в работе устройства.

Неисправности

Карта водителя

После того как вы вставили карту водителя, на дисплее тахографа должны появиться ФИО владельца карты. Если на дисплее нет никакой информации, то, вероятнее всего, карта вставлена не до конца или не той стороной. Проверьте правильность установки карты (установка сопровождается характерным щелчком).

Не оставляйте карту водителя там, где она может подвергаться сильному электромагнитному излучению, так как это может привести к ее поломке.

Если тахограф не читает карту или выдает её обратно, обратитесь в сервисный центр.

Важно:

По законам РФ управлять транспортом, оснащенным цифровым тахографом с блоком СКЗИ, без карты водителя категорически нельзя. Исключением является поломка в пути. Тогда водитель вправе закончить рейс без неё. Но чтобы доказать инспектору, что поломка произошла в пути, нужно предъявить распечатку с тахографа. По ней будет понятно, что до возникновения проблем водитель действительно пользовался картой

В случае с тахографами европейского образца (ЕСТР) допускается передвижение без карты в течение 15 дней на период изготовления новой карты или больше, если необходимо вернуть ТС в автопарк. Но при проверке инспектору нужно показать подтверждение, что карта переоформляется. Также по правилам ЕСТР передвигаться без карты можно при условии, что водитель вручную регистрирует данные о режимах труда и отдыха по специальной форме на термоленте или отдельном бланке, заверяя их своей подписью.

Тахограф

В случае возникновения любой неисправности, связанной с работой тахографа, даже если это случилось во время выполнения рейса, вы должны в кратчайшие сроки обратиться в мастерскую для диагностики и ремонта оборудования.

При передвижении со сломанным тахографом необходимо вносить записи о режимах работы вручную и заверять их своей подписью.

Новости